Show must go on...without me

Один ученый защищал диссертацию по изучению коммуникативных способностей дельфинов. В своей книге он рассказывает о том времени, когда работал в Морском исследовательском центре, где наблюдал за тренировками дельфинов.

В первый день, когда дельфин делает что-нибудь необычное, тренер свистит и

дает дельфину рыбу. Каждый раз, когда дельфин повторяет такое же движение, например прыгает, он не получает рыбы. Дельфин вскоре соображает, что повторение этого трюка не гарантирует вознаграждение в виде рыбы.

Он повторяет его еще несколько раз, пока, расстроенный неудачей, не примется за что-нибудь новое, например начнет крутиться в воде. Тогда тренер свистит (уже по-другому) и кидает ему рыбу. Дельфин понимает, что, когда он сделает что-то новое, он может надеяться на кормежку. За вчерашний трюк рыбы уже не дождешься, только за новый.

И так продолжалось около двух недель. Каждый день дельфин начинает с повторения вчерашнего трюка и не получает еды, пока не начинает делать что-нибудь еще. Если он выделывает то, чего не делал раньше, тренер свистит особым образом и дает ему рыбы. По истечении двух недель дельфин освоил и отработал уже 14 трюков.

На пятнадцатый день дельфин усваивает правила игры. Формируются нужные связи, и он поднимается на новый уровень. Вместо того чтобы идти привычным путем (активность — разочарование — новое действие — рыба), он начинает понимать, как работает механизм, и отныне может по желанию получать вознаграждение.

Наутро пятнадцатого дня дельфин плавал в бассейне и выполнял прыжок сальто. Этому, как и многим другим трюкам, он научился в предыдущие дни; он исполнил восемь новых трюков, четыре из которых ранее не наблюдались у данной разновидности.

Дельфин, как выяснилось, научился не только тому, как формировать новые образцы поведения, но и правилам, указывающим, где, когда и как его демонстрировать.

...Когда диссертация уже была написана, ученый зашел попрощаться с дельфинами. И, — о ужас! — он увидел, как тренер бросает дельфину рыбу, которую тот не заработал. Когда ученый поинтересовался, почему он так поступает, ведь наутро дельфин может просто отказаться работать, тренер ответил:

— Это — рыба дружбы, которую я бросаю, чтобы укрепить отношения с ним. Если я не построю дружеских отношений между мной и дельфином, он может просто отказаться сотрудничать со мной.